Металлографский и рельефный способы печати: сопоставление технологических особенностей оттисков

08.10.2013
Журнал «Банкноты стран мира», № 1 (январь), 2010 г.

Металлографский и рельефный способы печати: сопоставление технологических особенностей оттисков


Петр СИЛЕНКО, доктор технических наук, профессор
Анатолий ГЕРЦЕН, аспирант,
Московский государственный университет печати

Вот уже более ста лет основным способом печати банкнот является металлография – интаглио (от ит. «intaglio» – резать, гравировать). Все это время техника и технология совершенствовались. Неизменным оставался лишь процесс нанесения краски на форму, включающий истирание краски с пробельных элементов. Истирание представляет собой процесс удаления краски с поверхности формы (с пробельных элементов), основанный на противоходе истирающей поверхности относительно формы. По сути, процесс нанесения краски на форму в металлографии повторяет ручное нанесение краски в офортной печати, известной в Европе еще с XV в. и являющейся станочным аналогом металлографии. Неоднократно предпринимались попытки изменить процесс нанесения краски на форму в металлографской печати с целью исключения процедуры истирания, которое, по сути, является техническим атавизмом. Наиболее известным результатом таких попыток явилось появление «классической» глубокой ракельной печати, которая получила широкое распространение в полиграфии, но оттиски которой утратили характерные особенности металлографской печати. В связи с вышеизложенным определенный интерес представляет рельефный способ печати – скринтаглио (от англ. «screen» – трафарет и ит. «intaglio» – см. выше). Данный способ печати появился сравнительно недавно, поэтому представляется целесообразным рассказать о его достоинствах.

Способ рельефной печати представляет собой естественное развитие металлографской печати. В обоих случаях речь идет о печати высокого натиска (давление печати). Отличаются они способом подачи краски на форму. В металлографии краска подается на поверхность формы сверху с последующим ее истиранием с пробельных элементов. В рельефной печати краска подается на форму снизу, для чего последняя имеет специальные краскоподающие каналы. По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Характерной особенностью машины металлографского способа печати является наличие истирающего устройства, удаляющего краску с пробельных элементов, а характерной особенностью машин рельефного способа печати является наличие краскоподающего талера, если речь идет о плоскопечатном варианте, или краскоподающего формного цилиндра, если речь идет о ротации.

В данной статье сделана первая попытка сопоставить оттиски, полученные способами рельефной и металлографской печати, с точки зрения оценки их защитных свойств. В качестве образцов использовались банкноты различных стран и образцы рельефной печати, представленные разработчиками.

Для удобства сравнения признаков исследуемых видов печати были выделены условные группы изображений:

1) участки изображений с негативными графическими элементами (таблица 1);

2) участки изображений с позитивными графическими элементами (таблица 2);

3) участки изображений с печатными и оттисненными элементами (таблица 3);

4) участки изображений с красочной границей;

5) эффект «шприца» или «усатость»;

6) диапазон используемых красок.

Таблица 1

Характерные защитные изображения с негативными графическими элементами

Признак

Металлографская печать

Рельефная печать

1

Возможность воспроизведения тонких линий (40–60 мкм)

+

+

2

Возможность воспроизведения изображения с ярко выраженным рельефом

+

+

3

Возможность воспроизведения донного эффекта (наличие донного рисунка)

+

+

4

Возможность воспроизведения негативных микротекстов

+

+

5

Возможность воспроизведения скрытых изображений (кипп-эффекта)

+

+

Сопоставление оттисков с негативными графическими элементами приведено в таблице 1. При исследовании образцов, выполненных рельефной печатью, выявлено, что в случае воспроизведения негативной графики с тонкими элементами возможно достижение толщин линий меньше 40 мкм, получение большего, чем в металлографской печати, рельефа с отчетливым донным рисунком, что обусловлено конструктивной особенностью формы и спецификой подачи краски в процессе печатания (рис. 1, 2, 3).

  Рис. 1                                                              Рис. 2                                                           Рис. 3

По информации, представленной разработчиками рельефной печати, в области тонкой негативной графики наблюдается высокая устойчивость печати. Отношение максимальной подачи краски к минимальной, при которой наблюдается качественная печать, равно двум. Сопоставление оттисков с позитивной тонкой графикой приведено в таблице 2. Следует отметить, что в металлографии возможна пропечатка и более тонких штрихов (15–20 мкм). Однако, устойчивость печати в этом случае нам неизвестна. В случае воспроизведения рельефной печатью изображений, содержащих элементы позитивной тонкой графики, для достижения стабильности заявленных параметров необходимы тщательный подбор и строгое соблюдение технологических режимов подачи краски и стабильных характеристик запечатываемого материала. По информации, представленной разработчиками, устойчивость печати здесь существенно ниже, чем в негативной тонкой графике. В то же время следует отметить, что большинство традиционных защитных эффектов металлографии лежит в негативной тонкой графике.

Таблица 2

Характерные защитные изображения с позитивными графическими элементами

Признак

Металлографская печать

Рельефная печать

1

Возможность воспроизведения тонких линий (40–60 мкм)

+

+

2

Возможность воспроизведения позитивных микротекстов

+

+

3

Возможность воспроизведения пересекающихся толстых и тонких (30 мкм) линий

+

+

Комбинация печатных и оттисненных элементов приведена в таблице 3. При нанесении графических изображений, переходящих в бескрасочное тиснение, выполненных с использованием единого (безразрывного) печатающего элемента, в обоих случаях наблюдаются сопоставимые результаты, зависящие от ориентации этого элемента относительно направления печатания. При комбинировании печатных и тисненых элементов основной проблемой металлографского способа печати является точность нанесения краски на форму. В рельефном способе печати подобной проблемы не возникает, поскольку технология изготовления цельнометаллических форм рельефной печати позволяет не «пробивать» краскоподающие каналы в штрихах. Иными словами, выборочно закрывать подачу краски.

Таблица 3

Комбинация печатных и оттисненных элементов

Признак

Металлографская печать

Рельефная печать

1

Возможность воспроизведения изображения, содержащего печатные элементы, комбинированные с оттисненными (красочное изображение, переходящее в бескрасочное тиснение)

+

+

2

Возможность воспроизведения изображения, содержащего близко расположенные красочные и тисненые элементы

+

+

Оттиски металлографской и рельефной печати могут быть многокрасочными и содержать красочную границу, проходящую через изображения (рис. 4). Количество используемых красок в обоих случаях определяется конструкцией печатной машины. В металлографских машинах такое количество не превышает трех красок, что связано со схемными ограничениями печатной секции. В машинах рельефной печати увеличение количества красок не приводит к конструктивным проблемам, и для конкретного изображения красочность может быть существенно выше.

   Рис. 4

Характерной особенностью металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха ввиду высокого давления в зоне печати (эффект «шприца», или «усатость»), по разным оценкам это давление составляет порядка 1 тонны на м2. Разные производители по-разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие проявлением брака и пытаются его минимизировать. При рельефной печати данный эффект может регулироваться изменением подачи краски в соответствии с поставленной задачей (рис. 5, 6, 7).

  Рис. 5                                                              Рис. 6                                                           Рис. 7

Следует отметить, что металлографский способ печати накладывает определенные ограничения на используемую краску. Речь идет о процессе истирания краски с пробельных элементов. Что касается рельефного способа печати, то можно с уверенностью утверждать, что он позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные (рис. 8), что дает возможность создавать принципиально новые защитные признаки, легко визуализируемые глазом.

   Рис.8

Преимущества рельефной печати были продемонстрированы в ходе работы Третьей Международной конференции «Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции», состоявшейся в Москве 17–18 ноября 2009 г. В качестве образца была изготовлена демонстрационная банкнота, в которой наряду с обычными красками использовались металлизированные краски (золото, серебро) и краски с дневной люминесценцией (рис. 9, 10). Печать осуществлялась как по бумаге, так и по фольге, что давало возможность создавать комбинации, имеющие яркий индивидуальный образ. В заключение отметим, что способ рельефной печати повторяет многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет их. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию – рынок защищенной полиграфии инерционен. В то же время нельзя не учитывать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. По мнению авторов, основным здесь является возможность использования более широкого спектра красок, и в первую очередь металлизированных. За счет их блеска различного рода кипп-эффекты, которые на существующих банкнотах выполняют скорее роль дополнительных признаков, могут стать легко визуализируемыми и идентифицируемыми элементами защиты.

Рис. 9                                                                                   Рис. 10   

Похожие новости

Международный семинар по наличному денежному обороту для региона ЕМЕА – это ведущий региональный форум, сфокусированный на проблемах управления и обработки наличности, ее дистрибуции и пр. Цели форума заключаются в том, чтобы собрать вместе всех ключевых участников цикла НДО для обмена видением перспектив, идеями, технологиями снижения затрат, стратегиями, наилучшими практиками и результатами исследований.
Выставки и конференции
4-6 октября 2021 г. в режиме онлайн состоится конференция CBDC. Цифровая валюта центрального банка (CBDC) за кратчайшее время заняла центральное место на рынке. Неизбежно возникает вопрос: каковы были движущие силы такого быстрого и впечатляющего развития?
Выставки и конференции
III Съезд Ассоциации банков России «Банки и их роль в реализации Общенационального плана восстановления экономики» (XXXIX Общее собрание Ассоциации банков России) состоится 28 мая 2021 года в Москве, в отеле «Хаятт Ридженси Москва Петровский Парк». Начало работы съезда в 11.00, регистрация участников — с 10.00.
Выставки и конференции
Это мероприятие по-прежнему остается одной из главных площадок для встреч и общения лидеров отрасли. В этом году Payments Canada SUMMIT включает более 100 сессий и выступления 250 спикеров. Повестка дня была разделена на девять тем....
Выставки и конференции

26–27 апреля 2021 года в московском отеле Raddison Slavyanskaya Hotel & Business Center состоялось уникальное мероприятие – первый объединенный ПЛАС-Форум, совместивший на одной площадке сразу два популярнейших мероприятия: «Платежный бизнес 2021» и «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2021».

Выставки и конференции