Федеральная Резервная система США: новые подходы

24.05.2005

В рамках рубрики «Визитка банка» представляем вниманию наших читателей очередной материал о центральном банке — на этот раз о Федеральной резервной системе США, чья политика оказывает влияние на экономику не только Соединенных Штатов, но и всего мира. Банкнота Федерального Резерва на протяжении долгих лет являлась гарантированным вложением денег для многих жителей нашей планеты. Зачем была создана в свое время Федеральная резервная система, какие задачи она решала и решает, какие новые технологии и подходы к организации денежного обращения применяет сейчас с целью добиться оптимизации своей деятельности и максимально сконцентрироваться на основных задачах, стоящих перед центральным банком — ответы на все эти вопросы Вы найдете в данной статье.

Федеральная резервная система США (ФРС) является центральным банком Соединенных Штатов. Она была создана согласно Закону о Федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 г.

ФРС была основана с целью стабилизации системы денежного обращения США, жестоко страдавшей от регулярных экономических кризисов. Тогдашнее руководство страны приняло решение создать единый государственный орган, чьей задачей стало поддержание финансовой стабильности путем регулирования денежного обращения и влияния на рынок ценных бумаг, а также банковского надзора.

С тех пор функции ФРС претерпели ряд изменений, что соответствовало веяниям времени и взглядам правящей элиты США на роль центрального банка.

Сегодня перед ФРС ставится четыре основные задачи:

  • реализация государственной монетарной политики путем влияния на условия денежного обращения и кредита, конечной целью которой является обеспечение полной занятости и стабильных цен;
  • контроль и регулирование деятельности банковских институтов для обеспечения безопасности и «прозрачности» национальной финансовой системы и защиты прав клиентов банков;
  • поддержание стабильности финансовой системы и сдерживание системных рисков, которые могут возникнуть на финансовом рынке;
  • оказание отдельных финансовых услуг правительству США, частным лицам и финансовым организациям, а также иностранным официальным учреждениям на основе управления государственной системой перевода платежей.

ФРС состоит из Совета директоров, собирающегося на регулярные заседания в столице страны Вашингтоне, и двенадцати Федеральных резервных банков, расположенных в основных городах страны. Совет директоров состоит из семи членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом (верхняя палата Конгресса США). Нынешним председателем Совета директоров ФРС является г-н Алан Гринспэн (занимает этот пост с 1987 г.). В штате аппарата Совета директоров ФРС насчитывается 1700 сотрудников.

Сеть из двенадцати резервных банков и двадцати пяти отделений выполняет различные функции ФРС, включая управление государственной системой перевода платежей, распространение банкнот и монет, контроль и регулирование деятельности коммерческих финансовых институтов. Также ФРС выступает в качестве банкира по отношению к Министерству финансов США. Каждый из двенадцати федеральных регионов (по одному резервному банку на регион) обозначается буквой от A до L. Все банкноты США содержат в серийном номере литеру и число, соответствующие федеральному резервному банку, впервые выпустившему ее в обращение. Помимо федеральных функций резервные банки выполняют функцию депозитариев для коммерческих банков своего региона.

Федеральная резервная система проводит денежную политику, используя следующие механизмы:

  • операции на открытом рынке — приобретение и продажа ценных бумаг правительства США на открытом рынке с целью контроля за размерами резервов в депозитарной системе;
  • нормативы обязательного резервирования — изменение показателей размеров сумм, которые коммерческие банки и другие депозитарные институты обязаны резервировать против депозита;
  • установление ставки рефинансирования — повышение или понижение показателя ставки рефинансирования, устанавливаемой для коммерческих банков и других депозитарных институтов при заимствовании денег у федеральных резервных банков.

Коммерческие банки в США делятся на три группы в зависимости от уровня их регистрации в государственных органах и членства в Федеральной резервной системе. Банки, зарегистрированные федеральным правительством (Министерством финансов), являются общенациональными банками и обязаны иметь статус члена Федеральной резервной системы. Банки, зарегистрированные в отдельных штатах, могут быть членами ФРС или не иметь такого статуса. Банки штатов не обязаны его иметь, но могут получить статус члена ФРС в случае, если удовлетворяют установленным самой Системой критериям. В 2004 г. примерно 40% от общего числа американских банков являлись членами ФРС. Банки-члены ФРС обязаны депонировать в региональном Федеральном резервном банке в качестве обязательных резервов 3% от своего капитала и остатков на счетах. За это они получают право участия в формировании Совета директоров регионального резервного банка.

Американская государственная платежная система сегодня является крупнейшей в мире. Каждый год в ней совершаются миллиарды сделок, сум-

марно составляющие триллионы долларов. В соответствии со своими полномочиями ФРС выступает посредником в прохождении денежных сумм и взаиморасчетах между банками. Федеральные резервные банки выполняют эту функцию, так как все основные депозитарные институты имеют в них свои резервы или клиринговые счета. Таким образом ФРС может эффективно справляться с этой функцией, дебитуя счета плательщиков и кредитуя счет получателя платежа.

ФРС предлагает депозитарным институтам широкий спектр услуг, связанных с осуществлением платежей. В частности, ФРС оказывает услуги по распространению банкнот и монет, а также выводу из обращения ветхих и не годных к обращению банкнот. Безналичные услуги включают в себя прием чеков, обработку электронных платежей и др.

Одной из важнейших функций ФРС как центрального банка является обеспечение сферы налично-денежного обращения США достаточным количеством банкнот и монет для удовлет-

ворения насущных потребностей экономики. Спрос на наличные деньги со стороны общественности и банковских организаций варьируется в разное время. Спрос возрастает или сокращается в прямой зависимости от уровня экономической активности и времени года. Излишки наличности в обращении возвращаются коммерческими банками в ФРС, где заносятся на их счета. Если депозитарный институт испытывает потребность в дополнительном объеме наличных денег, то процесс протекает в обратном порядке.

Фактически, все банкноты, находящиеся в обращении в США — банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами Министерства финансов США и федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот монеты являются прямыми обязательствами Министерства финансов, поэтому ФРС платит Бюро по чеканке при Министерстве финансов номинальную стоимость монет, а не стоимость их изготовления.

Банкноты ФРС печатаются на производственных мощностях Бюро гравирования и печати (БГП), находящегося в ведении Министерства финансов (фабрики в Вашингтоне и Форт-Уорте). ФРС оплачивает БГП только стоимость изготовления банкнот. Например, в 2003 г. ФРС заплатила за изготовление банкнот 494,4 млн. долларов. БГП ежедневно производит около 35 млн. штук банкнот общей номинальной стоимостью около 517 млн. долларов. 48% всех производимых банкнот приходится на однодолларовые банкноты.

Банкноты эмитируются через региональные банки Федеральной резервной системы. При поступлении обратно в федеральный резервный банк монеты и банкноты пересчитываются и идентифицируются и затем этот результат сравнивается с данными, предоставленными депонирующей организацией. В случае разночтения разница либо дебитуется либо кредитуется на счет организации. После механического пересчета банкноты автоматически сортируются. В каждом федеральном резервном банке установлены высокоскоростные сортировщики, которые обрабатывают банкноты со скоростью около 1250 банкнот в минуту. Например, Резервный банк в г. Сан-Франциско имеет в своем распоряжении семь таких сортировщиков, шесть из которых работают в три смены для обеспечения бесперебойной обработки поступающих наличных денег. Машина «перехватывает» ветхие и негодные к дальнейшему обращению банкноты, которые сразу уничтожаются в шредерах, а также подозрительные банкноты. Последние несколько раз дополнительно прогоняются через небольшой сортировщик, после чего изучаются экспертом. В случае, если подозрение в фальсификации подтверждается, банкнота направляется в Секретную службу Министерства финансов США для проведения необходимых следственных и экспертных действий. Обычно большая часть фальшивок, выявляемых в США, не доходит до резервных банков и «перехватывается» на уровне коммерческих банков или розничной сети. Около 20% выявляемых фальшивок идентифицируются в резервных банках. В случае обнаружения фальшивки счет финансовой организации, от которой она поступила, дебитуется на соответствующую сумму.

В США установлены требования для признания банкноты негодной к дальнейшему обращению. В связи с широким распространением, которое в последние годы получили банкоматы, критерии годности банкнот к обращению были ужесточены. В 2004 г. эти критерии дважды пересматривались (в январе и в июле). Эти критерии призваны стать руководством для банков при сортировке банкнот и последующей отсылке негодных банкнот в банки ФРС. В настоящее время средний срок обращения банкнот номиналом в 1 доллар составляет 22 месяца, 5 долларов — 16 месяцев, 10 долларов — 18 месяцев, 20 долларов — 2 года, 50 долларов — 5 лет и 100 долларов — 8,5 лет. Более длительный срок обращения однодолларовых банкнот по сравнению с номиналами в 5 и 10 долларов объясняется использованием более долговечной бумаги, которая, например, не содержит водяных знаков.

В последние годы объем банкнот, выпущенный в обращение ФРС, существенно возрос. В 1980 г. в обращении находилось банкнот на общую номинальную сумму в 160 млрд. долларов. В 2000 г. эта цифра возросла до 690 млрд. долларов, а к 2004 г. — до 750 млрд. долларов.

В основном этот рост произошел за счет резкого увеличения количества банкнот высокого номинала в обращении (сто- и пятидесятидолларовых). Так, общий объем купюр в 100 долларов в обращении вырос за 20 лет (с 1980 г. по 2000 г.) на 465%, а в 50 долларов — на 150%. Для сравнения: число десятидолларовых купюр за тот же период возросло только на 25%. Две трети всех эмитированных долларов обращаются за пределами США. Рост количества банкнот в обращении во многом обусловлен началом использования долларов в качестве резервной валюты в начале 1990-х годов в странах бывшего СССР и Восточной Европы. При этом порядка 80% от общего количества долларовых купюр, находящихся в обращении за пределами территории США, составляют всем известные «Франклины» (100-долларовые банкноты. — Прим. ред.). Сегодня темпы прироста долларовых купюр в обращении уже не столь значительны, зато американские власти серьезно обеспокоены расширяющимся использованием евробанкнот в мире и укреплением некоторых других региональных валют, которые могут частично вытеснить доллар, как механизм сбережения.

В свете последних тенденций в сфере наличного денежного обращения такой консервативный институт как ФРС начал рассматривать возможность внедрения новых подходов к обработке наличных денег в своих банках. При этом ФРС делает акцент на использовании самых современных технологий. Этот путь призван снизить стоимость обработки наличных денег. В современных условиях, когда срок «жизни» одной серии банкнот приблизительно равен 7—10 годам, гибкие, легко настраиваемые системы обработки банкнот выходят на передний план. В конечном итоге, использование современных технологий должно привести к общей экономии и сокращению расходов банка на обработку банкнот.

Другим направлением политики ФРС в сфере обработки наличных денег является стремление снять с центробанка часть второстепенных функций и передать их коммерческим банкам или внешним организациям. Конечная задача этой политики опять сводится к экономии (повышение расходов коммерческих банков при этом является темой для отдельного разговора). Одной из первых функций, которую ФРС стремится передать коммерческим банкам, станет возврат в обращение ранее выпущенных банкнот. ФРС несет значительные расходы из-за так называемого кросс-шиппинга, когда банки депонируют в федеральном резервном банке определенный объем наличных денег, а затем в течение той же недели снова заказывают аналогичное количество банкнот. Фактически, в этом случае федеральный резервный банк выступает в качестве сортировщика, который обрабатывает и тут же выпускает банкноты в обращение. Новая политика ФРС предполагает уменьшить зависимость коммерческих банков от поставок банкнот резервными банками и стимулировать обработку и выпуск банкнот в обращение самими коммерческими банками. Подобная политика уже была опробована Банком Англии и принесла положительные результаты.

В основу новой политики положены два момента — это программа подотчетных хранилищ (Custodial Inventory Program), предполагающая создание коммерческими банками собственных хранилищ для размещения банкнот перед выпуском их в повторное обращение, и взимание дополнительной платы с банков, посылающих резервному банку наличность и заказывающих у него же приблизительно аналогичное количество банкнот в течение непродолжительного периода времени. В подотчетных депозитариях, находящихся под управлением коммерческих банков или организаций, оказывающих последним услуги по хранению наличности, будут храниться банкноты, принадлежащие ФРС. Банки будут экономить на транспортировке банкнот в федеральный резервный банк и обратно. В такие хранилища коммерческие банки смогут помещать излишки денежной массы, которые в тот момент не востребованы банком. Тем не менее, банки будут вынуждены хранить в своих депозитариях значительный объем наличности для повторного выпуска в обращение, так как они получат право переводить в подотчетное хранилище не более 25% от находящихся в их распоряжении наличных средств. Эта схема будет работать только для банкнот низких номиналов, исключая одно- и двухдолларовые купюры (от 5 до 20 долларов). 50-ти и 100-долларовые банкноты пока будут обрабатываться по старой схеме. Такой порядок принят в связи с тем, что высокие номиналы подделываются чаще и ФРС хотела бы иметь точные сведения об их обращении. Размер штрафа для коммерческих банков, посылающих банкноты на обработку в центральный банк, составит около 5—6 долларов за пачку, что соответствует стоимости их обработки в ФРС. Ежегодная экономия от введения новой политики должна составить, по расчетам Совета директоров ФРС, около 35 млн. долларов. Новая система взаимоотношений коммерческих банков и ФРС пока не вступила в силу, но уже проходит «обкатку» в отдельных подразделениях резервных банков. Ожидается, что окончательно она будет внедрена к 2008 г.

Делегирование части функций центральными банками сторонним организациям, в т. ч. отказ от функций, не относящихся к ключевым, в пользу коммерческих банков, стало тенденцией в развитых западных странах. ФРС — не первый центробанк, который пошел по этому пути, но его руководство уверено в успехе.

Похожие новости

На XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии», которая пройдет 29-30 октября, выступят представители Банка России, НСПК, Московской биржи, международных платежных систем Visa, JCB, эксперты по информационной безопасности, ведущие участники рынка.
Выставки и конференции
За тринадцать лет своей истории конференция зарекомендовала себя как ведущее мероприятие платежной индустрии.
Выставки и конференции
Поскольку мир продолжает адаптироваться к пандемии, для нашего глобального сообщества как никогда важно оставаться на связи. Как и любой другой бизнес, Currency Research (CR) столкнулась с трудностями, но мы по-прежнему преданны тому, что мы делаем, и вам - валютной индустрии.
Выставки и конференции
1 августа в России отмечался профессиональный праздник сотрудников служб инкассации – Всероссийский день инкассатора.
Новости издательства