Продолжение материала «Образ советских денег в живописи и печатной графике»
12.08.2024Об изображении банкнот и товарно-денежных отношений в живописи и графике эпохи соцреализма. Сегодня наши «герои» – образы рубля и потребителя.
В эпоху товарного дефицита проблемам производства и распределения промышленной и сельскохозяйственной продукции уделялось несопоставимо большее внимание, чем вопросам денежного обращения. Это нашло отражение как в текстовых, так и изобразительных материалах советской печати.
В виде «положительного героя» рублевые банкноты выступают по редким поводам: после денежных реформ, где они предстают в качестве новой крепкой валюты, часто в сравнении с иностранной, служат иллюстрацией правительственных мер по увеличению золотого содержания или снижения цен. Вот несколько примеров.
Отметим любопытное обстоятельство: журнал коснулся темы прочности советской валюты в своем номере от 20 декабря 1949 г. А через два месяца, 28 февраля 1950 г. вышло Постановление Совета министров СССР о переводе рубля на золотую базу. В соответствии с ним отменялось положение, существовавшее с июля 1937 г., когда курс рубля исчислялся на базе доллара. Как следствие – курс советской валюты по отношению к иностранным повышался. Золотое содержание рубля устанавливалось в размере 0,222168 гр. чистого золота, а покупная цена – в 4 рубля 45 копеек за 1 гр. С 1 марта устанавливался новый курс рубля по отношению к иностранным валютам: за 1 доллар 4 рубля вместо 5 рублей 30 копеек, а за один фунт стерлингов – 11 рублей 20 копеек вместо 14 рублей 84 копеек.
Как правило, советская печать лишь комментировала уже принятые партийно-правительственные решения, но не была ли в данном случае проведена подготовительная работа?
Похожее, также хорошо проработанное в деталях, изображение рубля образца 1947 г. с надпечаткой «СССР» содержит рисунок, посвященный очередному снижению цен.
В основе изображения купюр – билеты Государственного банка номиналом 3 червонца образца 1924 г., которые поступили в обращение в августе того же года. Они печатались односторонними, с двухлитерными сериями и шестизначной порядковой нумерацией. Художник эту деталь не проигнорировал. Известны выпуски 1924–1929 гг., отличающиеся подписями председателя и членов правления.
Источник: журнал «БСМ»
Подробнее в журнале «БСМ» № 8 https://www.cashcirculation.ru/