Выставка «ПОЛИГРАФИНТЕР2009» — антикризисная мера
23.11.2009Текущий 2009 год, несмотря на кризисную ситуацию в мире, характерен достаточно активной выставочной деятельностью в издательско-полиграфической отрасли. Это хороший признак, говорящий о том, что положительные процессы здесь сохраняются, постоянно увеличивается интерес к новым направлениям развития печатного дела, новейшим достижениям в технике и технологии.
Год начался выставкой «Российская книга» в Москве, затем эстафету подхватил Санкт-Петербург, где прошла традиционная региональная полиграфическая выставка. Внимание всей полиграфической общественности в середине лета было привлечено к Международному проекту «Росупак-09», а в сентябре состоялся праздник книги — «МКВЯ-2009», большой смотр книгоиздания, место подведения итогов, определения проблем и выработки перспектив.
В это же время в мире прошли крупнейшие международные форумы: ChinаPrint-09, PRINT-09 (США) и IFRA-09 (Европа), а также ряд специализированных полиграфических выставок в Италии, Турции и других странах.
И в завершение этого года, как и планировалось, в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» прошла Международная выставка полиграфической техники «ПОЛИГРАФИНТЕР2009». Уже нет необходимости говорить о значении этого форума в жизни отечественной полиграфии, его влиянии на научно-технический прогресс в отрасли, о содействии в развитии полиграфического бизнеса. Выставка стала важной, неотъемлемой частью нашей профессиональной действительности.
Несомненно, выставка этого года проходила в необычных условиях, было много сомнений в целесообразности ее проведения сейчас. Но, она открылась, и все сомнения остались позади. Что же демонстрировала выставка сегодня? Прежде всего, значительный качественный скачек отечественной полиграфии, ее возрастающую востребованость всего нового и совершенного. Отличительной чертой выставки этого года явилось ее информационная направленность, более полная насыщенность предложениями, связанными с диверсификацией действующих производств, применением специальных способов печати и отделки.
В период подготовки «ПОЛИГРАФИНТЕР2009» на многократных встречах с представителями фирм и компаний — потенциальных экспонентов, мы особенно акцентировали внимание собеседников на этой особенности предстоящей выставки. Да, несомненно, что выставка может быть не такой масштабной, как в предыдущие годы. Более того, понимаем, что ее коммерческий интерес для участников и организаторов будет не очень высоким, и главная задача будет состоять в том, чтобы провести выставку в информационно-аналитическом ключе, помочь полиграфистам найти оптимальные технические и организационные решения в современных условиях. Здесь главный аргумент состоял в том, что основной интерес экспонентов будет заключаться в демонстрации всего того, что поможет полиграфистам сохранить и развить свой бизнес с учетом его перспективы.
Сегодня, не без удовлетворения, уже можно констатировать, что данное направление выставки было успешно реализовано большинством ее участников. Об этом говорят многочисленные отклики, как участников, так и посетителей: «…интерес посетителей выставки был направлен на повышение эффективности своего бизнеса: речь шла не о многомиллионных инвестициях в новые проекты, а о тюнинге, на первом месте — расшивка узких мест…», — М. Кувшинов, компания «Нисса Центрум»; «Те посетители, которые доехали до выставки, продемонстрировали неожиданно высокую активность. Интерес, в основном, к небольшому пооперационному оборудованию…»,
— А. Ермохин. Компания «Ориентал Про»; «Не смотря на это (кризис), на выставке принимались решения о расширении парка оборудования, модернизации и автоматизации производства — это свидетельствует о том, что полиграфическая отрасль продолжает развиваться.», - Б. Джанзаков, компания «Гейдельберг-СНГ». И этот перечень можно было продолжить.
Для выхода из сложившейся кризисной ситуации в отрасли нужны особые предложения и неординарные решения. Привлечь внимание к этим проблемным вопросам призваны были конференции, семинары, презентации и круглые столы, которыми была насыщена программа мероприятий выставки. Мы ожидали, что значительная часть экспонентов найдет в своих арсеналах что-то специальное для каждого посетителя выставки, представляющего то или иное направление в нашей полиграфии. И мы не ошиблись.
Как всегда, компания «Гейдельберг-СНГ» представила масштабную экспозицию комплекса решений для всех этапов полиграфического производства, где акцент был сделан на программах рабочего потока Heidelberg Prineсt. Блеснула организацией своего стенда компания «Ям Интернешнл», продемонстрировав действующую модель современной эффективной типографии, оснащенной последними техническими и технологическими решениями. Масштаб участия на выставки компании «Нисса Центрум», ее формат — распределение по нескольким тематическим стендам, не оставил места для сомнений в дальнейших планах фирмы по работе на полиграфическом рынке.
Следует отметить уже наметившуюся выставочную тенденцию, когда все шире и шире представляется сегмент цифровых технологий. Стенды компаний, производящих и поставляющих цифровое оборудование, по масштабам стали сравнимы с экспозициями ведущих фирм, представляющих все разновидности офсетной техники. Как всегда очень представительно выступили фирмы — производители и поставщики всех видов полиграфических материалов.
К сожалению, нет возможности перечислить всех участников «ПОЛИГРАФИНТЕР2009», но хочется отметить, что все экспозиции были очень представительными — от «титанов» до малых предприятий, и каждый нашел именно ту «изюминку», которая привлекла интерес многочисленных посетителей. А их, кстати, было на выставке не меньше, чем в прошлые годы.
Конечно, нет сомнений и в том, что в организации и проведении выставки были недочеты. Сейчас уже поступают отклики как от участников, так и специалистов — посетителей выставки, пишутся статьи и рецензии. Основными недостатками прошедшего мероприятия, в частности, отмечаются снижение масштабности (но не представительства), отсутствие достаточного количества действующего оборудования и неоправданная длительность работы с включением в график выходных дней.
По первым двум замечаниям следует сказать, как уже отмечалось выше, что проведение выставки и предполагалось в другом формате с учетом сложности настоящего времени — бедность не порок.
Что касается режима работы выставки в этом году, то здесь не все так просто. Напомним: XXI выставка «ПОЛИГРАФИНТЕР2007» достигла наивысших результатов в своем развитии. В ней приняли участие 348 компаний из 27 стран мира, число посетителей достигло 18 300 специалистов. Она проходила в тот период, когда инвестиционная составляющая в полиграфическое оборудование отрасли составила 1,7 млрд. долл. США, максимальную величину за все послереформенное время.
Практически выставка 2007 года еще не закончилась, а следующая выставка 2009 года уже была сформирована. Развитие событий в 2008 году подтверждало этот оптимизм организаторов и экспонентов. И именно, в этой обстановке родились предложения от ряда компаний об увеличении сроков работы выставки. Одновременно, решили воспользоваться зарубежным опытом, в график включили выходные дни, дав возможность посещения выставки специалистами и бизнесменами, которые не могут себе позволить сделать это в рабочие дни. Следует отметить, что в определенной степени эта организационная мера сегодня оправдалась. Многие периферийные, и даже московские предприятия организовали в эти дни коллективные посещения своих специалистов.
Хочется прокомментировать еще одно замечание — о «толпах студентов» в определенные дни работы выставки. Сегодня только ленивый не говорит о качестве подготовки специалистов в наших профессиональных учебных заведениях. Одной из главных причин в этой проблеме является сложность проведения и качество производственных практик, ликвидация «института» молодых специалистов на производстве. Поэтому, традиционно, организаторы выставки считают своим долгом совместно с учебными заведениями максимально привлечь учащуюся молодежь к посещению выставки, где они под руководством преподавателей могут познакомиться с самой передовой техникой, оценить состояние и перспективу развития индустрии печати. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. А, что касается автора замечания, то мне трудно судить какой он менеджер, а вот в студенческие годы (если они и были) ему явно не повезло.
В целом, оценивая мнения, выступления и публикации, складывается впечатление, что выставка прошла достаточно успешно. Традиционный форум полиграфистов состоялся — место познания, встреч и обмена опытом. Несмотря на критические замечания, об этом хорошо сказал М. Нестеренко, генеральный директор ГК «Терра Принт»: «Важнейший результат выставки — все участники рынка сказали друг другу, что «вроде бы в последнее время ситуация налаживается». Такое психологическое оживление — это то, чего нам всем не хватало».
Сейчас организаторы подводят итоги «ПОЛИГРАФИНТЕР2009», анализируют критические замечания и предложения, следствием которых будет принятие целого ряда принципиальных изменений в организации и проведении выставки в 2011 году. Ну, это, правда, уже тема другой статьи.
Сегодня нет сомнения в том, что девиз выставки этого года: «ПОЛИГРАФИНТЕР2009» — это новый этап в развитии отечественной полиграфии», полностью оправдает себя.
Кузьмин Б. А.,
Президент
Межрегиональной Ассоциации полиграфистов (МАП)